Воспитание и развитие ребенка не может заканчиваться только в детском саду. Для полноценного гармоничного, разностороннего и непрерывного развития детей родителям важно серьёзно подойти к созданию развивающей предметно-пространственной среды дома.
Предметно-пространственная среда организуется с учетом принципов:
1.содержательной насыщенности (соответствие возрастным возможностям детей);
2.трансформируемости (возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей);
3.полифункциональности (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды);
4.вариативности (периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих разнообразную детскую активность, разнообразие материалов, из которых изготовлены элементы среды. Качество и безопасность должны быть подтверждены);
5.доступности (среда должна обеспечивать свободный доступ к играм, игрушкам, материалам).
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей.
Поэтому наборы LEGO зарекомендовали себя не только, как развлекательный продукт, но и образовательный (отработка пространственных понятий, развитие коммуникативных навыков и речи, социальных навыков, начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях), удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности.
Конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятий и игры нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Сами по себе наборы лего соответствуют принципам организации предметно-развивающей среды. Как же сделать так, чтобы развлекательный и развивающий продукт не превратился в массу кубиков, панелей и других деталей, разбросанных по дому или собранных в один большой контейнер.
Ребёнка необходимо научить, как содержать его коллекцию. От этого выиграют все: ребёнку будет удобно строить и творить, в квартире будет порядок, а покупать новые наборы можно будет реже.
Общие рекомендации:
- В помещении, где играет ребёнок с конструктором, должно быть светло.
- Не стоит держать детали под прямыми солнечными лучами.
- Для хранения используйте модульные системы, которые легко можно менять.
- Выбирая контейнеры, лучше остановиться на прозрачных, поскольку их содержимое всегда на виду.
- Не заполняйте емкости доверху, иначе будет сложно искать нужные элементы, лучше всего укладывать детали в 1-2 слоя.
- Пока конструктора немного, научите ребёнка сортировать его по исходным наборам.
О том, по какому принципу сортировать детали Lego нет однозначного мнения.
Учитывая разнообразие деталей, достаточно сортировать по основным цветам:
- чёрный
- белый
- тёмно-серый
- светло-серый
- красный
- синий
- желтый
- бежевый
Наиболее часто встречающиеся мелкие детали лучше держать отдельно (в пакетах с zip-замком, сложенных в отдельную емкость) и под рукой.
Так же сортировку можно делать по размеру и типу деталей.
Выберите для себя самый удобный способ сортировки. Первый раз помогите ребенку распределить блоки, а потом он уже сможет делать это сам.
И ещё несколько вариантов для хранения лего:
- ковёр-мешок для Лего − уборка за 10 секунд.
- игровой столик со строительными платами. Это место, где недостроенные модели будут в сохранности, а также временный стенд для готовых моделей. К нему можно добавить дополнительную функцию - контейнеры для хранения деталей.
Дизайнеры Lego Group хранят детали в профессиональных системах хранения, похожих на ящики для инструментов и фурнитуры. Они отсортированы по цвету и типу детали.
Многие дети ненавидят разбирать свои модели. Бывший дизайнер LEGO group и автор книги «Lego Adventure» Меган Ротрок рекомендует родителям завести специальный альбом для фото Lego-творений. Это сохранит хрупкое произведение искусства навеки.
Чтобы избежать ненужных расходов, спланируйте систему хранения в зависимости от размера вашей коллекции, настоящего или планируемого.
Важно, чтобы в каждой семье была создана соответствующая возрастным особенностям и индивидуальным потребностям развития ребёнка развивающая предметно-пространственная среда, то есть такая обстановка, в которой бы ребёнок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всём его разнообразии. С этими задачами прекрасно справляются наборы лего. А взрослым нужно только немного помочь, чтобы потом к детям пришло понимание и желание содержать любимые кубики в порядке.