Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования
Проблема благоустройства актуальна с открытия учреждения (2012 год).
На территории государственного учреждения образования «Ясли-сад № 111 г. Витебска» имеются функциональные зоны:
партерная зона (центральная площадка перед входом)
спортивная зона
12 игровых зон (групповые площадки)
веранды
площадка по правилам дорожного движения
огород
фруктовый сад
метеоплощадка
цветники
зеленые зоны
Территория учреждения начинается с партерной зоны. Партерная зона это лицо учреждения. Наличие партерной зоны предусматривает расположение клумб.
План-схема оформление клумбы (цветник)
Групповые участки отделены друг от друга живой изгородью кустарников высотой не более 70 сантиметров.
Все игровые участки имеют две зоны: песочную и травяную. На групповых участках также имеются небольшие цветники, которые не только украшают участок, но и позволяют организовывать практическую деятельность с детьми по уходу за растениями.
Украшением территории любого учреждения являются цветники, чтобы у всех приходящих в детский сад сразу поднималось настроение. Сотрудниками и родителями воспитанников была проведена большая работа по созданию и оформлению цветников. Для создания цветников была привезена плодородная почва и высажены многолетние и однолетние растения на клумбах и в уличных вазонах (98 шт.). Сотрудники учреждения творчески подошли к оформлению цветников. Размещение цветов было продумано таким образом, чтобы с весны до осени клумбы были всегда цветущими, а цветовая гамма растений гармонировала с цветовым решением здания и оборудования учреждения.
На центральной клумбе созданы малые архитектурные формы. Благодаря усилиям сотрудников учреждения у главного входа появился сказочный замок из камней.
План-схема оформления клумбы на центральной площадке (цветник)
Зеленые зоны
Для проведения наблюдений с детьми за различными растениями педагоги используют зеленую зону, где растут кустарники, деревья и различные травы: одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка, клевер, лютик и др.
Фруктовый сад
Воспитанники учреждения приняли участие в посадке фруктового сада. Были высажены вишни, сливы, груши и яблоня, смородина.
Огород
Декоративный, модульный огород выступает в роли ландшафтного объекта, и имеет форму пирамидальной грядки. Зона находится на максимально открытой и солнечной стороне территории.
Наличие огорода в детском саду способствовать осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Организация исследовательской деятельности на огороде – это исследование свойств воды, почвы, наблюдение за ростом растений, жизнью насекомых, за изменениями природных объектов в связи со сменой сезонов года. Огород в детском саду является одним из условий осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время территория учреждения является эффективным средством формирования экологической культуры, эстетического вкуса воспитанников. Необходимо продолжить работу по озеленению и благоустройству территории. Для этого нужно привлечь коллектив учреждения, воспитанников и их родителей к преобразованию (благоустройству) территории, выявить возможности использования территории для экологического и эстетического воспитания, расширить видовое разнообразие растений на территории для образовательной среды и положительной мотивации, развивать творчество педагогического коллектива, способствовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
При реализации проекта «Зеленые школы» перед собой мы поставили следующие задачи:
создание картосхемы учреждения;
изучение видового разнообразия типичных и нетипичных деревьев, кустарников, дикорастущих травянистых растений, птиц, насекомых на территории учреждения;
вовлечение воспитанников и их родителей в мероприятия, акции по охране природы, бережному отношению к ней.
Для расширения видового разнообразия необходимо:
озеленять территорию;
изготавливать скворечники, кормушки и размещать их на территории учреждения;
подкармливать птиц;
создать дикий луг, домик для насекомых, клумбу для бабочки;
создать пруд на территории учреждения;
создать экологическую тропу.