Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Человеком постепенно осознается необходимость перехода от потребительского отношения к природе к совместному, гармоническому развитию природы и общества.
Каким будет будущее нашей страны во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей дошкольного возраста. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Дошкольный возраст является самым благодатным периодом для формирования рачительного отношения к ресурсам своей страны. Перед педагогами стоит задача воспитания нового поколения, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов. Бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира. Если с первых лет жизни и дома, и в учреждении ребенок будет видеть пример бережного отношения взрослых к свету, теплу, воде, если он будет каждый день усваивать понятия энерго- и ресурсосбережения в различных видах деятельности, то из него вырастет гражданин с высоким уровнем гражданской ответственности [1].
С целью обеспечения условий эффективной организации образовательного процесса по формированию у воспитанников бережного отношения к энергоресурсам в государственном учреждение образования «Ясли-сад № 111 г. Витебска» педагогами разрабатываются различные игры. Одна из них – дидактическая игра «Энергокомпьютер». Игра предназначена для детей старшей группы (от 5 до 7 лет).
Цель игры:
формирование у детей основ рационального отношения к использованию энергоресурсов.
Задачи:
систематизировать знаний детей об энергоресурсах;
формировать у детей бережное отношение к энергоресурсам;
развивать интерес к проблеме экономии энергоресурсов;
развивать интеллектуальные способности, умение сопоставлять факты, явления, умение анализировать, делать выводы и принимать решения;
развивать речевую активность, внимание, мышление, наблюдательность;
воспитывать чувство ответственности»
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Игра представляет собой деревянный ящик размером 60х40 см на подставке со встроенными светодиоидами (Приложение 1). Игра выполнена в виде экрана компьютера. В «окне» экрана компьютера размещается картинка (Приложение 2) с изображениями по теме «Энергоресурсы». На каждой картинке находится по 5 тематических изображений. Дети рассматривают картинки, анализируют, делают выводы и объясняют свой выбор при ответе на вопрос задания. Игра позволяет детям проводить самопроверку посредством нажатия кнопки под каждой картинкой. При правильном ответе на корпусе компьютера загорается лампочка белого цвета, при неправильном ответе загорается лампочка красного цвета.
Данная игра стала одной из любимых игр у детей. Загорающиеся лампочки компьютера вызывают у них интерес и стимулируют к продолжению игры. Игру можно постоянно пополнять новыми заданиями.